|
Является частью произведения:
Алтарь святого Петра Мученика |
Триптих из музея Сан Марко - самое раннее датированное произведение Фра Анджелико. Он был установлен на главном алтаре небольшой монастырской церкви Сан Пьетро Мартире во Флоренции приблизительно в марте 1429 года, а закончен за год до этого. В 1557 году он был перенесен в церковь Святой Фелиции (там его, кстати, видел и описал Вазари). В начале 19 века был передан в палаццо Питти, а в декабре 1924 года - в музей Сан Марко.
На этом раннем алтаре Фра Анджелико в центре расположена Богородица с Младенцем. Слева представлены святой Доминик и Иоанн Креститель, справа - святые Петр Мученик и Фома Аквинский. В верхней части алтаря представлены сцены из жизни святого Петра Мученика.
Алтарь святого Петра Мученика
1427-28. Темпера, дерево. 137 x 168 см. Музей Сан Марко, Флоренция
В центральной части триптиха Мадонна представлена восседающей на крытом златотканой парчой троне, на ее коленях стоит Младенец. Она изображена не фронтально, но в легком повороте, так что правое ее колено выступает вперед, обозначая центр композиции. Ниспадающий тяжелыми драпировками плащ Марии освещен слева, свет падает также на сферу в левой руке Христа и на его поднятую правую руку. Декоративные детали почти отсутствуют, исключение составляют расшитая золотом завеса, ножки трона в виде львиных лап и мелкие складки каймы плаща Мадонны.
Хотя в основе композиции лежит идея триптиха, эта икона скорее представляет собой пространственное целое, поскольку ступень, на которой стоит трон, переходит из центральной части в боковые, а изображенный на них мраморный пол - в центральную. Продуманную связь целого подтверждает расстановка четырех святых. Как обычно в триптихе, их головы расположены на единой горизонтали, но крайние фигуры слегка выдвинуты вперед по отношению к стоящим ближе к трону. Фигуры Иоанна Крестителя слева и Фомы Аквинского - крайнего справа - трактованы даже с большей пластической объемностью, чем центральная группа. Мадонна и Креститель напоминают живопись Мазаччо.
Необычно заполнение повествовательными мотивами пространства наверху между фронтонами обрамления.
Обрамление верхней части алтаря. Фрагмент
Слева изображена проповедь Петра Мученика, справа - его смерть; обе сцены объединены линией, образованной кронами деревьев. Четкий рисунок кафедры и примыкающих к ней построек в сцене Проповеди Петра Мученика, треугольные силуэты палача и его жертвы в парной сцене предвосхищают язык алтарных пределл Анджелико 1430-х годов. Изображение пустынного леса справа и слева от боковых фронтонов предвещает ту роль, какую будет играть в его творчестве природа.
Составные части (фрагменты):
Проповедь святого Петра Мученика | ||
Смерть святого Петра Мученика |