|
Является частью произведения:
Алтарь "Коронация Богоматери" |
Эта знаменитая картина первоначально висела на алтарной перегородке церкви Святого Эджидио госпиталя Санта Мария Нуова во Флоренции. В галерею Уфицци она попала в 1704 году, но с 825 по 1945 год находилась в Сан Марко. Выставляется с 1948 года.
По стилю эта картина занимает промежуточное положение между готикой и ренессансом - на ней очевидно выделяются элементы, являющиеся одновременно и консервативно готическими, и прогрессивно ренессансными. Здесь зритель найдет всё, что он может ожидать от очень дорогого алтаря 14 века - золотой фон с искуссным тиснением, драгоценный лазурит, много киновари, очевидное наличие мышьячных зеленых тонов. Качественно выполненные позолоченные ореолы и золотые края одежд изящны и очень готичны. Но, в то же время, это уже живопись Возрождения - в отличие от шедевра Джентиле да Фабриано, фигуры персонажей трехмерны, складки их одежд свешиваются и драпируются вокруг фигур с непринужденной естественностью. Даже если фигуры персонажей Фра Анджелико стоят на облаках - они весомы и реалистичны.
Фра Анджелико посвятил сцене Коронации Марии несколько своих работ (Лувр, Музей Сан Марко, Галерея Уффици).
Коронование Марии
1434-1435. Темпера, дерево. 112 х 114 см. Галерея Уффици, Флоренция
Предшественники Фра Анджелико в этой сцене воспроизводили модель Джотто с небольшими вариантами, да и сам Ажелико дает ее в самой простой форме. Высоко в центральной части "Коронации" Христос возлагает корону на Богоматерь, которая сидит со скрещенными руками и наклоняет голову, чтобы получить этот знак величия от своего Сына. Однако на ее лице нет выражения радостного экстаза, она сидит скромно, опустив глаза, как бы не осмеливаясь поднять их на Спасителя. Ангелы и святые, симметрично расположенные по сторонам, заполняют весь фон картины. Они стоят с головами или поднятыми в восхищении, или опущенными в знак уважения, но в состоянии столь похожем, что это дает ощущение единства всей картины.
Фра Анджелико повторяет основную линию Джотто, но развивает ее согласно своему высокому идеалу, интенсивной вере и мистическому чувству. Он придает Богоматери выражение бесконечного умиротворения, ангелам действительно космическое очарование, святым безмятежное выражение блаженства, а всей сцене - божественный характер видения Рая.
Как и во всех картинах Анджелико, посвященных Коронованию Марии, официальность события смягчается очаровательным шармом деталей. На переднем плане справа, спиной к зрителю, изображен ангел, играющий на маленьком органе, слева ему компанию составляет струнный инструмент.
Наверху, на обеих сторонах основной группы, высоко над головами подняты трубы. В числе других инструментов мы можем распознать слева лютню и маленькую овальную мандолину справа. Внутренний круг составляют шесть высоких танцующих ангелов. Их развевающиеся ризы и положение их рук показывают направление их движения.