|
Святой Иосиф (?)
Ок. 1415-20, 17,8 x 16,7 см., Коллекция Рихарда Л. Фейгена, Нью-Йорк
Эта панель не упоминалась в литературе по Фра Анджелико и Реннему Флорентийскому Квадраченто до Лондонского аукциона 1995 года, когда этот фрагмент был приобрён в коллекцию. Тогда он был аттрибутирован как работа Джованни ди Франческо Тоскани. Она действительно может быть связана к работами Тоскани, но ещё более - с работами, также аттрибутировавшимися ранее как работы Тоскани, но позднее широко признанными как оригинальные работы раннего Анджелико (например, Распятие (Crocefisisone Griggs) 1420 года из музея искусств Метрополитен, Нью-Йорк ). Кроме того, рисунок из переплетеных ветвей на нимбе святого и псевдо-куфические письмена на фрагменте нимба в нижней части фрагмента перекликаются с другими примерами ранних картин Анджелико, а также с рисунком на одежде Мадонн на панелях из Пизы и Роттердама. Так что возможно, что панель следует отнести к этому же времени.
Если восстановить весь сюжет, то тогда целая картина была бы самой большой из ранних работ, что делает вероятным предположение, что данный фрагмент может быть частью раннего несохранившегося алтаря капеллы Джованни Джерардини в церкви Святого Стефана на Мосту (Santo Stefano al Ponte).
Сюжет, однако, не вполне ясен, поскольку не ясна личность святого. Судя по направлению взгляда и суровому выражению лица святого, это может быть Иосиф Аримафейский - иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос. И тогда это сцена Снятия с Креста или сцена Оплакивания Христа. Однако тип образа святого и слабая индикация наличия фона делают также вероятным, что это Святой Иосиф в сцене Рождества или сцене Поклонения Волхвов. Учитывая, что Анджелико обычно использовал псевдо-куфические письмена на нимбе Марии, сорее всего, это сцена Поклонения Волхвов. Впрочем, обычно в композициях на эту тему Фра Анджелико ориентировал фигуру Иосифа в другом, противоположном направлении.