|
Первоначально это была единая панель, которая позже была разделена на три части и превращена в триптих. Она повторяет сюжет знаменитой панели "Страшный Суд", написанной Фра Анджелико для церкви Санта Мария дельи Анджели, которая находится сейчас в музее Сан Марко (см. предыдущий раздел). Существует также третья версия этой же сцены, представленная центральной панелью триптиха из Национальной галереи в Риме (см. следующий раздел).
Данный триптих находился раньше в коллекции кардинала Фреша, который, как говорили, приобрел её у булочника. Затем - в коллекции графа Дадли, откуда в 1884 году она и была приобретена Берлинским музеем.
Триптих <Страшный Суд>
1450. Темпера, дерево. 103 x 65 см (центральная панель), 103 x 28 см (боковые панели). Государственный музей, Берлин
Это поздняя работа Фра Анджелико, она близка духу Тречендо (14-му веку итальянской истории культуры), в частности школе Оркагна (1308-1368, итальянский художник, скульптор и архитектор). Она была создана в Риме, когда художник был популярен и имел большую мастерскую. Возможно, что это работа выполнялась с участием его учеников, в том числе Заноби Строцци.
На вертикальной панели слева изображены несколько рядов святых (в основном доминиканцев), в танце движущихся в небеса, сопровождаемые ангелами.
Страшный Суд. Левая панель. Фрагмент
Эта картина демонстрирует стиль Фра Анджелико - сияющие пастели одежд резко выделяются на фоне зеленой травы пейзажа, ведущему вверх к золоту небесного царства. Костюмы декорированы филигранной чрезвычайно тонкой каймой, постоянно присутствующей в его картинах, начиная с работ в качестве иллюстратора книг.
Также как и в версии для церкви Санта Мария дельи Анджели в изображении Ада Фра Анджелико приводит семь сцен кругов ада Данте из его "Божественной комедии", соответствующих семи смертным грехам - жадности, гневу, похоти, лени, гордыни, зависти и обжорства. Чудовище в центре в нижней части картины может быть Левиафаном из Ветхого Завета.
Страшный Суд. Центральная панель. Фрагмент
Священное писание пророчествует, что все предстанут перед Христом, и он <отделит одних от других как пастырь отделяет овец [верующих] от козлов [неверующих]; и поставит овец по правую свою сторону, а козлов - по левую>. Христос возглавляет собрание как судья, сидя на троне в окружении апостолов. Близ него находится Дева Мария как заступница, св. Петр с ключами от рая, Апостолы и Святые. Выше Христа изображены чины ангелов. Христос изображен в момент, когда он выносит свой суровый приговор грешникам.
Страшный Суд. Центральная панель. Фрагмент
В нижней части композиции находятся открытые могилы, из которых выходя души умерших, и ангелы направляют их в сторону, им назначенную.
Существует копия этой панели, выполненная нидерландским художником Барталомусом Спрангером в 1567 году. Она была заказана папой Пием V (он был доминиканцем), который хотел, чтобы ее повесили над его гробом. Она интересна уже тем, что дает нам представление как выглядела берлинская панель до ее разделения на части и превращение ее в триптих.