|
Триптих-табернакль, предназначавшийся для личного пользования, был, повидимому, изготовлен для кардинала Хуана де Торквемада - так парижский профессор Ноэль Валоис, тогдашний владелец центральной панели триптиха, в 1904 году идентифицировал донора, изображенного на этой панели.
Кардинал Хуан де Торквемада (1388-1488), доминиканский церковный деятель, дяди знаменитого ипанского инквизитора Томаса де Торквемада (1420-1498). Будучи одним из самых известных теологов своего времени Хуан де Торквемада в 1435 году был призван ко двору папы Евгения IV на должность советника по религиозным вопросам и в 1439 году за свои заслуги был возведен им в сан кардинала.
Триптих "Распятие"
Ок. 1446. Темпера, дерево. 96,6 x 85 см. Реконструкция
Центральная панель триптиха находится в Музее Фогга, Художественном музее Гарвардского университета, Кембридж. Его левое крыло было найдено в частной коллекции в Нью-Йорке - это панель Святой Сикст из коллекции известного американского коллекционера и арт-дилера Рихарда Л. Фейгена.
Эти панели очень высокого качества, исключительно хорошо сохранившаяся.
Отмечают стилистическую связь данной работы с картинами для украшения сундука с серебряной посудой - Armadio degli Argenti. Изображение фигуры распятого Христа на них очень схожи - неестественно стройная, мертвенно бледная фигура, окруженная светящимися алебастровыми всполохами-лучами. Только на этих панелях можно найти удлиненные, похожие на статуэтки фигуры Богородицы и Иоанна Евангелиста, чьи резко очерченные заостренные черты и жесты выражают новый уровень эмоциональной выразительности и глубины, не имеющий аналогов в более ранних работах. Ни на какой другой картине Фра Анджелико натуральность человеческого страдания не выражена так ясно, как на лице Марии из этой панели из музея Фогга - постаревшее от горя лицо пожилой женщины с морщинистыми запавшими щеками, нахмуренными бровями и опущенными уголками рта, со сжатыми губами выдающими усилия с достоинством скрыть свое глубочайшее горе.
По сдержанной силе чувства и ясности замысла это одна из самых впечатляющих поздних работ художника. Вместе с упомянутыми работам эта панель отмечает венец эволюции художественного видения Анджелико в монументальном религиозном искусстве, проникнутом благородством и пафосом человеческого бытия.
Составные части (фрагменты):
Центральная панель триптиха "Распятие" | ||
Левая панель триптиха "Распятие" |