|
Мадонна с Младенцем (Madonna di Cedri)
Ок. 1420. Темпера и золото, дерево. 102 х 58 см. Национальный музей Сан Маттео, Пиза
Ранняя работа Фра Анджелико, вдохновленная изысканной элегантностью поздней Готики. Мадонна сидит не на троне, а на лежащей на земле зеленой шитой золотом подушке, покрытой ковром. Ковер расшит растительными мотивами с изображениями ибиса, фон - абстрактно золотой, выполненый в плотной параллельной технике граффити. Дева как будто окружена сияющем солнцем - прием, типичный для живописи поздней Готики.
Над головой Марии - голубь, символизирующий Святого Духа. В треугольном навершии изображен благославляющий Христос Искупитель с книгой в руке, на страницах которого начертаны Альфа и Омега. Вместе с Сыном в объятиях Девы они составляют богословское сообщение, связанное с Воплощением и искуплением Троицы.
Эта картина относится к типу Мадонна Смирения, иконографическая тема которой была связана с ролью Церкви (символом церкви является Богородицы), где она должна быть представлена бедной и скромной, близкой к верующим. Мадонна Смирения сидит на земле, в отличие от Мадонны Вседержительницы, сидящей на троне. Каноническая иконография Мадонны Смирения была широко распространена в Италии с начала четырнадцатого века, первым примером является картина Симоне Мартини в Авиньоне. Орнамент тонкой работы, украшающий ковер, с растительными мотивами и изображением ибиса до сих пор имеет аналоги в современном книжном оформленим. Ибис, аист, был связан с Девой как убийца змей, символов греха Евы.
В 1791 году Джованни дельи Алессандри передал эту картину в церковь Cedri (в переводе - церкви Кедра) в Пизе. В 1952 году ее передали в Национальный музей. В 1973 году она была аттрибутирована как работа Фра Анджелико.
Картина заключена в оригинальную раму. Пределла покрыта равномерным слоем темного пигмента. По одной из версий эта картина является частью разрозненного ныне алтаря, по другой - задумана Фра Анджелико как отдельная самостоятельная работа. Полагают, что эта работа была заказан Фра Анджелико по случаю бракосочетания известным Флорентийским семейством Guigni - слева внизу, у основания рамы видно изображение двух рук, что является частью их герба. Второй герб (герб второго семейства, представитель которого участвовал в бракосочетании) уже неразличим.