|
Богоматерь Умиление с ангелами
1433-35. Темпера, дерево. 99 x 49 см. Национальный музей Каталонии, Барселона
Эта панель ассоциируется с работой, описанной Вазари в 1568 и в то время принадлежавшей семейству Гонди (находилась в их доме во Флоренции). Видимо, это была центральная панель алтаря, теперь разрозненного.
Мадонна с сыном, стоящим на ее коленях, одета в красную тунику и голубую мантию и держит в правой руке вазу с розами и лилией. Над ее головой нимб с начертанной на нем надписью AVE MARIA GRATIA PLENA. Младенец, одетый в розовые одежды и подпоясанный небесно-голубым поясом, держит в левой руке цветок лилии, положив правую руку на плечо матери, так что он головой касается ее щеки. На его нимбе - надпись ALFA / OM(ega). Они сидят на троне в окружении пяти ангелов, три из которых держат роскошный занавес, закрывающий фон, а другие два - сидят у ног Мадонны с музыкальными инструментами (портативный орган и лютня).
Образ Марии в этой картине близок идеалу красоты, сформированному искусством Интернациональной Готики, но ее поза и форма придают ее фигуре объемность и основательность, близкую искусству Мазаччо. Следуя традиционной иконографии, мадонна сидит на подушке, а не на троне. Эта картина замечательна своей блестящей и светящейся палитрой, в которой красный, голубой и золотой цвета сочетаются исключительно гармонично. Замечательна также мягкость и одухотворенность контуров фигур, жесты и позы которых изображены с большой натуральностью.
Эта картина в 19 веке находилась в Королевской коллекции в Бельгии - говорят, что это был подарок Георга IV принцессе Шарлотте по случаю ее выхода замуж за Леопольда I в 1816 году. Позже она принадлежала Дж. Пиерпонту Моргану, Нью-Йорк. Затем она попала в коллекцию крупнейшего немецкого промышленника барона Генриха Тиссен-Борнемиса.
Сначала основная часть собрания была размещена на бывшей вилле принца Фридриха Леопольда в Лугано, Швейцария. Но в 1986 году барон Ганс Тиссен-Борнемиса объявил, что ищет новый дом для своего художественного собрания, которое к тому времени считалось крупнейшей частной коллекцией мира. Оно досталось Испании в упорном состязании с другими странами. Решающим оказалось слово жены барона Тиссена, бывшей <мисс Испания>, Кармен Серверы. В 1993 года при содействии баронессы Тиссен правительство Испании приобрело коллекцию в собственность за символическую сумму в 44 100 млн песет (232 млн фунтов стерлингов). Панель Анджелико и сейчас формально входит в состав коллекция Тиссен-Борнемисса в Мадриде, но в 2004 году ее передали в Национальный музей Каталонии в Барселоне на постоянное хранение.