|
В конце 14 - середине 15 века было написано довольно много картин, изображающих сцены из жизни святых отшельников, так называемых Фиваид. Эта иконографическая тема происходит из Пизанского искусства. Вообще-то Фиваида - это пустынный район Египта в окрестностях города Фивы, район, который был выбран святым Антонием и его последователями для ведения их отшельнической жизни. Фиваиды - как картины с изображением эпизодов жизни отшельников на фоне этого пустынного гористого района - были, по-видимому, элементом, украшающим мебель или стены общих помещений в монашеских орденах, придающих особое значение отшельнической жизни, таких, например, как камальдолийцы или валломброзианцы (оба они являются конгрегациями бенедиктианского ордена).
Около 1400 года одна такая работа была выполнена художником Мариотто ди Нардо по заказу бенедиктианцев для мужского монастыря Санта Мария Новелла во флоренции. Эта Нардовская Фиваида, большая панель шириной до 3 метров, была впоследствии разделена на части, одна из которых теперь находится в Христианском музее города Эстергом в Венгрии.
Художник Мариотто ди Нардо. Фиваида (сохранившийся фрагмент)
1400. Темпера, дерево. 81 х 82 см. Музей Христианского Искуссства, Эстергом, Венгрия
По образцу этой работы Мариотто ди Нардо молодой Беато Анджелико написал две Фиваиды (реплики). Одна из них значится в описи дворца Медичи 1492 года, сделанной после смерти Лоренцо Великолепного. Другая Фивиада Фра Анджелико находилась в капелле виллы Медичи в Карегги.
Фиваида (Tebaide)
Ок. 1420. Темпера, дерево. 73,5 x 208 см. Галерея Уффици, Флоренция
Эта картина молодого Фра Анджелико хранится в галерее Уффицы. Как и первоисточник - Фиваида Мариотто ди Нардо - она изображает жизнь некоего святого и эпизоды из уединенной жизни отшельников. На переднем плане - море, с приплывающими судами и морскими чудовищами.
По размерам картина из галереи Уффицы соответствует Фиваиде с виллы Медичи в Карегги. Однако, насчет неё до сих пор нет единого мнения. Одни исследователи определённо считают её работой молодого Фра Анджелико. Другие считают её копией с другой Анджеликовской Фиваиды, фрагмент которой хранится в Будапеште. Третьи вообще приписывают эту работу не Фра Анджелико, а флорентийскому художнику Джерардо (Герардо) Старнина (1354-1413).
Эта панель когда-то принадлежал Игнацио Хугфорду, англо-флорентийскому художнику и коллекционеру "примитивов". В 1780 году она была приобретена Великим Герцогом Тосканским для галереи Уффицы у итальянского художника Лоренци Христиано Гори.
Фиваида (Фрагмент). Галерея Уффици, Флоренция
Вся поверхность картины полностью занята многочисленными маленькими сценами и действиями небольших групп людей. Пейзаж усеян часовнями и крошечными жилищами. Фон картины составлен из ступенчатых, обычных для живописи четырнадцатого столетия, скал, которые делят картину на множество отдельных сцен.