|
Рождество
Ок. 1425-30. Темпера на тополевом дереве. 28,3 х 16,5 см. Музей института искусств, Миннеаполис
Кроме традиционно изображаемых в сцене Рождества Младенца Христа, Марии и Иосифа, а также непременных вола и осла, в данном случае на картине присутствует и изображение пастухов - две маленькие фигурки в верхней левой части картины. Они выражают крайнюю степень испуга и удивления при виде божественного света над местом рождения Христа, символизируемого золотым фоном картины. Ангелы являют благую весть о рождении Спасителя людям (пастухам) и славят его. Слово <ангел> буквально означает <вестник>. Бог посылает ангелов возвещать людям свою волю, для этого они принимают на себя видимый человеческий облик.
Изображаемые на картине Рождества животные - вол и осел, в иконографии связывают с пророчеством Исайи: "Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет" (Ис., 1:3). Согласно религиозному толкованию, вол символизирует евреев, рожденных в законе, а осел - язычников. Считается, что родившийся Мессия освободит одних от ярма закона, других от ярма идолопоклонства и примет всех.
Эта малоизвестная панель была впервые представлена публике как работа Фра Анджелико в 1924 году, когда она находилась в Мюнхене в коллекции Марселя Немеша, венгерского финансиста, коллекционера и арт дилера. Вскоре после этого она была куплена коллекционером из Миннеаполиса Хершелом Джонсом. После его смерти эта панель была завещана мисс Тесси Джонс местному Музею института искусств.
После продажи этой работы в Миннеаполис она стала недоступна европейским специалистам и быстро выпала из списка известных и признанных работ Фра Анджелико. И только в 1976 году её аттрибуция как образца стиля, типичного для Фра Анджелико в 1420-х годах, была восстановлена Миклошем Бошковицем. Позже это мнение было поддержано другими специалистами.
На панели нет следов креплений ни с одной стороны, однако края, как кажется, были обрезаны. Поэтому либо она была одним из крыльев табернакля, как это изначально предположил Миклош Бошковиц, либо, что вероятнее, она была частью диптиха (существовала парная ей панель).