|
Композиция Страшный суд из музея Сан Марко, написанная около 1430 года (она могла быть заказан летом 1431 года для Ораторио дельи Сколари в Санта Мария дельи Анджели) служила верхней частью кафедры, предназначавшейся для священнослужителя во время большой мессы. Этим и объясняется ее необычная форма. Вершина композиции с изображением Христа-судьи вытянута в виде мандорлы (овала), обрамленной ангелами, и фланкированной по обеим сторонам фигурами Мадонны и Иоанна Крестителя; по двум коротким диагоналям расположены святые и апостол. В боковых прямоугольных ответвлениях композиции изображены Рай и Ад, а в центре представлена сцена Воскресения мертвых, отверстые могилы которой объединены общей перспективой, ведущей взгляд зрителя в глубину пространства, к блекло-синему горизонту.
Страшный суд
1432-35. Темпера, дерево. 105 х 210 см. Музей Сан Марко, Флоренция
В верхней части композиции картины изображен Христос-судия в окружении ангелов, с двух сторон от него восседают Мадонна и Иоанн Креститель. Внизу, по бокам показаны Рай и Ад, в центре открытые могилы. Ангелы трубным гласом призывают души умерших на Суд.
Фра Беато пользуется здесь линейной перспективой, но ему пока не удается выдержать пространственный принцип во всех частях композиции: в картине отсутствует ощущение единого пространства, построение подчинено средневековой иконографической схеме. Но уже вполне ощущается ренессансное чувство реальности и красоты мира.
Страшный суд. Левая часть. Рай
Слева представлен Рай, в котором Избранные преклонили колена в молитве. Среди них мы видим монаха, которого обнимает ангел, а неподалеку - танецующих ангелов на цветущем лугу, которые вводят достойных через ворота в страну вечного блаженства.
Идея танца ангелов, выражающего безмерную радость и небесный покой, позаимствована Фра Анджелико из Алтаря Строцци флорентийского художника Андреа Орканья, жившего и творившего в 14 веке. У этого великого предшественника Анджелико черпал не только живописные идеи, но и религиозное чувство, вдохновение. Но идея Орканья была значительно им развита как в части концепции, так и по типажам, характерам, движениям и драпировкам.
Страшный суд. Центральная часть
Большие сходящиеся вдаль прямоугольники открытых могил создают пространственную глубину в нижней части картины. Пустой саркофаг, лежащий сверху на переднем плане несколько смягчает центральную ось. Необычной формировкой частей сидящих картина расширяется в обе стороны, чтобы показать рай и ад, но думается, эти сцены выполнены мастерской художника. Рядом с пустыми могилами стоят судимые. Спасенные с сияющими головами выходят налево в рай. Демоны тащат грешников без нимбов направо и вниз, в ад.
В верхней, небесной части картины, где изображен сидящий Христос-судья, окруженный ангелами, расположены также две группы сидящих апостолов и святых. Однако пространственная глубина земной части картины не повторяется в небесной части - слабое сужение двух групп святых не дают небесам иллюзии глубины.
Страшный суд. Центральная часть. Фрагмент
Страшный суд. Правая часть. Ад. Фрагмент
Страшный суд. Правая часть. Ад. Фрагмент
В изображении Ада Фра Анджелико приводит семь сцен кругов ада Данте из его "Божественной комедии".