|
Данная работа представляет один из первых образцов тондо, круглых картин, ставших в 1400-х годах популярными местными религиозными художественными произведениями. В данном случае это может быть Блюдо Рождения (deschi da partо) - разрисованное с двух сторон плоское блюдо, используемое для принесения фруктов, сладостей и подарков молодой матери после родов.
Поклонение волхвов
Ок. 1445. Дерево. Диаметр 137,4 cм. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Аттрибутирование этого великолепного тондо имеет сложную историю.
В середине семнадцатого века (и, вероятно, гораздо раньше) оно описывалось как работа Фра Анджелико. В девятнадцатом веке оно было продано с атрибуцией к Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи и Филиппино Липпи. С конца девятнадцатого века до середины ХХ века оно считалось обычно ранней работой Филиппо Липпи, написанной под влиянием Фра Анджелико.
С момента своего приобретения галереей Вашингтона в 1952 году, это тондо упоминалось в каталоге как совместная работа Фра Анджелико и Филиппо Липпи. Лицо Мадонны и линия малых фигур на крутой тропинке рядом со стенами Вифлеема (вверху справа) являются частями, написанными наиболее четко в стиле Фра Анджелико, в то время как фигуры на переднем плане написаны узнаваемо в стиле Липпи.
Эти стилистические вариации нелегко объяснить, так как предположение, что два таких известных художника сотрудничали в работе над одной и той же панелью, неправдоподобно. Самая популярная гипотеза (первоначально опубликованной Бернард Беренсон в эссе 1932 года) заключается в том, что картина была начата в мастерской Фра Анджелико, осталась почему-то незавершенной, и закончена спустя некоторое время Липпи. Альтернативными гипотезами являются: что тондо было начато Липпи и завершено в мастерской Фра Анджелико; что оно была начато и в значительной степени завершено Анджелико, но позже изменено или "модернизировано под Липпи"; что оно было полностью написано в мастерской Анджелико, а стилистические вариации быть вызваны тем, что в работе участвовали помощники. Некоторые критики подозревали участие Беноццо Гоццоли.
Тондо на эту тему находится (как произведение Фра Анджелико) в инвентаризационном списке Палаццо Медичи, составленном после смерти Лоренцо Великолепного в 1492 году. Именно это Вашингтонское тондо зарегистрировано в 1643 году во владении семьи Гуиццардини во Флоренции, чья коллекция целиком была приобретена в 1810 году Франсуа-Оноре Дюбуа, комиссаром полиции в наполеоновской Флоренции.
В 1826 году тондо попало в Англию. В 1874 году оно было приобретено богатым торговцем текстилем сэром Фрэнсисом Куком для его большой коллекции в доме Даути в Ричмонде. Оно было среди двадцати пяти самых важных экспонатов из коллекции Кука, посланных в 1941 году в Америку на хранение. В 1947 году, накануне возвращения коллекции в Англию, тондо купил фонд Кресса за "очень значительную сумму" (по рекомендации Бернарда Беренсона).
Блестяще расцвеченная богато декорированная круглая панель представляет зрителю великолепную картину прибытия волхвов на фоне сельского пейзажа. Проведенная в 1492 году инвентаризация состояния Лоренцо Медичи отметила эту картину как наиболее значимую в коллекции этой могущественной флорентийской семьи и атрибутировала ее как произведение Фра Анджелико. Позднее оказалось, что Поклонение волхвов принадлежит кисти двух художников - Фра Анджелико, видимо, только начал эту картину, а большая часть работы была выполнена его коллегой и товарищем по монастырю Фра Филиппо Липпи.
Несколько элементов картины носят символический характер - например, павлин считается символом бессмертия. В целом картина Поклонение волхвов восхищает своим искрящимся цветом, очаровательными деталями и радостным настроением. Все элементы композиции - фигуры людей, городской пейзаж, ландшафт - расположены по спирали, отражая круглую форму картины.
Этот фрагмент картины изображает Марию с Младенцем работы Анджелико и а также две другие фигуры, выполненные Филиппо Липпи. Если сравнить изображение головы Марии с головой волхва, стоящего коленопреклоненно перед нею, и Иосифа, стоящего справа, то видно, что они смоделированы в совершенно различных манерах.
Фра Анджелико был известен своей набожностью и его безгрешный образ жизни отражался в его художественных произведениях. Изображение Святой Марии характеризует его стиль чистой, простой формой ее головы и благородной утонченностью ее черт. Земной стиль Филиппо Липпи предстает перед зрителем изображением массивных форм и четко прорисованными фигурами.
Кроме восхитительной ангельской Святой Марии и Младенца, кисти Анджелико также принадлежит, вероятно, изображение толпы верующих наверху справа, а также растительный ковер на переднем плане картины.
Фигуры волхвов и их спутников выполнены Филиппо Липпи.