|
Является частью произведения:
Алтарь и фрески монастыря Сан Марко во Флоренции |
Келья 1 расположена в восточном коридоре второго этажа монастыря Сан Марко.
Noli me tangere (Не прикасайся ко мне)
1440-41. Фреска. 180 x 146 см. Келья 1, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Фреска этой кельи с бесспорностью приписывается самому Фра Анджелико как в части дизайна, так и в части исполнения. Фреска представляет Явление Христа Марии Магдалине, первое после Его Воскресения. Этот сюжет восходит к Евангелию от Иоанна.
Noli me tangere (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии Магдалине, первое после Его Воскресения. Этот сюжет восходит к Евангелию от Иоанна (20:14-18).
По Воскресении первым, кому явился Иисус Христос была Мария Магдалина, рыдающая подле пустого гроба. Сначала она не узнала Его, пока Иисус не обратился к Магдалине по имени, узнав же, ринулась ко Христу. "Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! - что значит: "Учитель!" Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему". (Ин. 20:16-17.) Затем Иисус велел Марии отправиться к ученикам и сообщить, что он теперь воскрес.
Сцена эта включает только две фигуры: Магдалина, коленопреклоненная или устремлённая вперёд; Иисус Христос мягко уклоняется от её простертых рук и останавливает Магдалину предостерегающим жестом. Она построена на том же композиционном принципе, что и Благовещение в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением этих двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа также выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом.
Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе. Это, видимо, объясняется тем, что эту сцену иногда называют Христос-Садовник - на плече Христа мотыга, это отсылка к ремарке Иоанна о том, что Магдалина поначалу приняла Христа за садовника.
Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.