Фра Анджéлико
Алтарь и фрески монастыря Сан Марко во Флоренции

На главную страницу
Все сайты C-Rover

Монастырь Сан Марко стоит на месте, на котором с 12 века находился сначала монастырь монашеского ордена валломброзианов, а затем - монастырь ордена сильвестрианцев. В 1418 они были изгнаны и в 1438 монастырь отошел доминиканцам. В 1437 году Козимо деи Медичи - правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию.

Фра Беато Анджелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и эта работа была проведена им и его помощниками (среди которых был Беноццо Гоццоли) в период с 1439 по 1444 год. Церковь была освящена в 1443 году в присутствии Папы Евгения IV.

Анджелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Между 1976 и 1983 годами фрески в коридорах и кельях были очищены и следы старых перекрашиваний удалены, что в значительной степени восстановило оригинальную яркость цветов.

Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца. Среди критиков существует общее согласие, что Анджелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фрескок. Но большинство специалистов усматривают участие в работе нескольких - возможно, четырех или пяти - разных художников, в том числе молодого Беноццо Гоццоли (1420-1497), а также Заноби Строцци (1412-1468).

В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анджелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анджелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.

На первом этаже монастыря Сан Марко в коридорах и галерее внутреннего дворика расположены несколько фресок Фра Анджелико.

План первого этажа представлен ниже.


Расположение фресок в помещениях первого этажа монастыря Сан Марко


Большая часть фресок Фра Анджелико находится на втором этаже монастыря.

План второго этажа представлен ниже.


Расположение фресок в кельях второго этажа

В северном и восточном коридорах второго этажа представлены три фрески Фра Анджелико, остальные фрески находятся в кельях монахов.

По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один - ведущий в физический мир, а другой - в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций - не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.

Не будучи ограниченным желаниями влиятельных клиентов и требованиями, предъявляемыми к живописным панно, Фра Анджелико смог здесь выразить своё глубокое почтение к своему Богу, свое знание и любовь к человечеству. Фрески в кельях являются ярким свидетельством благочестия человека, который их создал. Предназначенные для помощи в медитации, они носят успокаивающий характер. Эти фрески скромны, они написаны в простых цветах. Там больше розовато-лилового, чем красного, а блестящий и дорогой синий почти полностью отсутствует. Вместо него используется уныло зеленый и скромный черно-белый в доминиканских одеждах. В этих фресках нет ничего яркого, ничего, что отвлекало бы от духовных переживаний простых людей, которые изображены на них. Каждая фреска как бы выносит некоторое событие из жизни Христа в келью к молящемуся.

Кисти самого Анджелико принадлежат Noli me tangere в келье № 1, Благовещение в келье № 3, Преображение в келье № 6, Осмеяние Христа в келье № 7, Коронование Марии в келье № 9, Введение во храм в келье № 10. Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой - так называемым Мастером кельи № 2. Все пять фресок исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником, принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены (Крещение Христа, Воздвижение креста, Муж скорбей и Бичевание) в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве Мастера кельи № 2. Несение креста в келье № 28 принадлежит другой руке, Распятие в келье № 29 - работа Беноццо Гоццоли. В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены Пригвождение к кресту и две композиции Распятие со святыми, которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анджелико.


Составные части (фрагменты):

Произведение Алтарь монастыря Сан Марко
Произведение Петр Мученик предписывает молчание
Произведение Святой Доминик, преклоняющийся распятию
Произведение Синопия фрески Святой Доминик с Уставом ордена Доминиканцев
Произведение Распятие и Святые
Произведение Христос в милосердии
Произведение Два доминиканца принимают Христа в образе паломника
Произведение Святой Фома Аквинский
Произведение Благовещение
Произведение Распятие со святым Домиником
Произведение Мадонна Теней (Sacra Conversazione)
Произведение Не прикасайся ко мне (Noli me tangere). Келья 1
Произведение Положение во гроб. Келья 2
Произведение Благовещение. Келья 3
Произведение Распятие с Иоанном Евангелистом, Марией и святыми Домиником и Джеромом. Келья 4
Произведение Рождество. Келья 5
Произведение Преображение Господне. Келья 6
Произведение Осмеяние Христа. Келья 7
Произведение Воскресение Христа. Келья 8
Произведение Коронование Марии. Келья 9
Произведение Принесение во храм. Келья 10
Произведение Мадонна на троне со святыми Домиником и Зиновием. Келья 11
Произведение Распятие со святым Домиником. Келья 15
Произведение Распятие со святым Домиником. Келья 16
Произведение Распятие со святым Домиником. Келья 17
Произведение Распятие со святым Домиником. Келья 18
Произведение Распятие со святым Домиником. Келья 19
Произведение Распятие со святым Домиником. Келья 20
Произведение Распятие со святым Домиником. Келья 21
Произведение Распятие с Богоматерью. Келья 22
Произведение Распятие с Богоматерью и святым Домиником. Келья 23
Произведение Крещение Христа Иоанном. Келья 24
Произведение Распятие с Марией, святым Домиником и Марией Магдалиной. Келья 25
Произведение Муж скорбей. Келья 26
Произведение Бичевание Христа. Келья 27
Произведение Несение креста. Келья 28
Произведение Распятие с Марией и святым Петром Мучеником, Голгофой и черепом Адама. Келья 29
Произведение Распятие с Богоматерью и Св Домиником. Келья 30
Произведение Христос спускается к Адаму, чтобы освободить его из ада. Келья 31
Произведение Христос и 12 апостолов (Нагорная проповедь). Келья 32
Произведение Искушение Христа. Келья 32а
Произведение Поцелуй Иуды. Келья 33
Произведение Вхождение в Иерусалим. Келья 33а
Произведение Моление о чаше; Мария и Марта. Келья 34
Произведение Причастие Апостолов. Келья 35
Произведение Воздвижение креста. Келья 36
Произведение Распятие Христа и двух разбойников. Келья 37
Произведение Распятие Христа со святой Марией и святыми. Келья 38
Произведение Поклонение волхвов. Келья 39
Произведение Распятие с Марией, Святым Домиником и центурионами. Келья 40
Произведение Распятие с Марией, Марией Магдалиной и святым Домиником. Келья 41
Произведение Распятие. Укол копьем капитана Лонгинуса. Келья 42
Произведение Распятие. Келья 43
Произведение Святой Доминик, молящийся перед Распятием. Келья 44


предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2024
На главную страницу