Фра Анджéлико
Распятие со святым Домиником. Келья 15

На главную страницу
Все сайты C-Rover

Является частью произведения:

Произведение Алтарь и фрески монастыря Сан Марко во Флоренции

Строительство келий послушников в южном коридоре на втором этаже монастыря Сан Марко (кельи с 15 по 21) началось в 1441 году. Фрески были выполнены очень быстро - работа над каждой из фресок завершалась всего за два дня. Все фрески, вероятно, почти полностью были написаны либо Беноццо Гоццоли, либо каким-то другим помощником Анджелико, но не самим мастером - это видно по линейному изображению идеализированной фигуры Христа, особенно его грудной клетки, а также по плоскому, упрощенному моделированию хабита святого Доминика.

Фрески Сан Марко Келья 15. Распятие с молящимся святым Домиником
1440-41. Фреска. 155 x 80 см. Келья 15, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Кельи 15-21, самые большие жилые кельи в монастыре, предназначались для новых братьев, недавно принятых в монастырь. В каждой из этих келий была фреска на одну и ту же тему - Распятие с молящимся святым Домиником. Стилистическим и композиционным прототипом для них служила фреска "Святой Доминик, охватывающий Крест" в начале Коридора Клириков (2-й этаж (B) ). Однако, каждая из этих семи фресок изображает Святого Доминика в различных позах, соответствующим различным способам моления, которые практиковал и рекомендовал своим ученикам Святой Доминик.

Изображение Иисуса на этой фреске довольно натуралистично, приближающееся к изображению мирского человека. Доминик показан в профиль, в строгой одежде, без лишних эмоций, но его глубокое отношение к Христу ясно проявляется через его позу и набожный жест. Сцена Распятия здесь вырвана из контекста и не ставит цели показать некоторое реальное событие. Она представлена на плоском белом фоне так, словно это книжная миниатюра. На страницу иллюстрированной книги также намекает и рамка вокруг фрески (в келье 15 сохранилась оригинальная рамка). Присутствие Святых в библейских сценах на фресках Сан Марко было отправной точкой для медитации монаха, помогавшей ему изучать священные тексты и готовиться к проповедованию. Жесты доминиканских Святых во фресках составляют некий дидактический иллюстрированный язык, на котором эти картины "говорят" зрителю, как подражать модели.

Дело в том, что существовало полное иллюстрированное руководство, называемое De modo orandi, написанной во второй половине 13-го века. Оно распостранялось как приложение к Житию Святого Доминика. В нём каждый жест и поза молящегося доминиканского монаха связывалась с конкретным образом или способом молитвы. De modo orandi основывался на убеждении, что конкретное состояние мистического сознания может достигаться принятием конкретного физического положения. Таким образом художник изобразил жесты или действия для вызова девяти внутренних состояний: 1) Почитание, с глубоким поклоном от талии 2) Изнеможение Смирения 3) Бичевание Раскаяния 4) Сострадание, Повторяющееся коленопреклонение 5) Размышление, Стоя вертикально, руки перед грудью, 6) Просящий Бога, Стоя, раскинув руки 7) Положение Экстаза, Руки, поднятые вверх 8) Воспоминание, Читающий 9) Энтузиазм к проповеди. Одна из них изображена на этой фреске.




предыдущая следующая
c-rover
2009 - 2024
На главную страницу