|
Является частью произведения:
Алтарь и фрески монастыря Сан Марко во Флоренции |
Эта большая фреска, изображающая сцену Распятия Христа, находится в зале Капитула на первом этаже монастыря Сан Марко.
Распятие и Святые
1441-42. Фреска. 550 х 950 см. Зал капитула первого этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция
(4). Замкнутая архитектурной аркой фреска занимает всю северную стену зала Капитула. Вазари изложил ее программу в жизнеописании художника, рассказав, что Козимо Медичи поручил Анджелико "написать на стене Залы капитула Страсти Христовы. С одной стороны у подножия креста изображены в скорби и слезах все святые, которые были главами или основателями религиозных орденов, с другой - Святой Марк Евангелист, мать Сына Божьего, лишившаяся чувств при виде распятого Спасителя мира; ее поддерживают три Марии, рядом Косьма и Дамиан - говорят, что в образе первого художник изобразил своего друга Нани д'Антонио ди Банко, скульптора. Под этим произведением он представил в виде фриза над спинкой скамьи дерево, у основания его Святой Доминик, а в медальонах между ветвей - все папы, кардиналы, епископы, святые и магистры богословия, которые до того времени входили в орден братьев проповедников. В этом произведении он написал с натуры многих братьев, помощью которых пользовался...". Как и Оплакивание в Кроче аль Темпио, фреска монастыря Сан Марко воплощает мистический образ Распятия, а не повествовательную сцену.
Фигуры распятого Христа, женщин у креста, предстоящих святых (слева - Косма и Дамиан, Лаврентий, Марк и Иоанн Креститель, справа - коленопреклоненный Доминик у креста, Амвросий, Иероним, Августин, Франциск, Бенедикт, Бернард, Джованни Гвальберто, Петр Мученик и Фома Аквинский) расположены на переднем плане параллельно плоскости фрески, единственный намек на глубину дают повернутые в ракурсе и уходящие в темное пространство кресты, на которых распяты разбойники. Вертикальная ось центрального креста делит композицию на две равные части, возвышаясь до ее вершины. Тема изображения обозначена в надписях на свитках пророков, чьими фигурами декорирован бордюр вокруг фрески. Например, на свитке Исайи читаем: VERE LANGORES NOSTROS IPSE TVLIT ЕТ DOLORES NOSTROS (Воистину он понес наши слабости и наши печали), на свитке Иеремии: О VOS OMNES QUIT TRANSITE PER VIAM ATTENDITE SI EST DOLOR SICUT DOLOR MEUS (О, вы все, идущие по дороге, услышьте и узрите какова печаль скорбная моей печали), а на свитке Иова: QVIS DET CARNIBVS EIVS SATREMVR (Кто даст от тела его, чтобы мы насытились).
Внизу фрески находятся 17 медальонов, на которых изображены портреты наиболее известных членов Доминиканского ордена.
Изначально цвет фона был голубым. Оставшийся сегодня красный цвет акцентирует одиночество фигур, стоящих вокруг креста в драматических позах.
Распятие и Святые. Фрагмент. Святой Бенедикт
Распятие и Святые. Фрагмент. Святой Ромуальд
Распятие и Святые. Фрагмент. Святой Фома Аквинский