|
Является частью произведения:
Фрески капеллы Никколина во дворце пап в Ватикане | ||
Фрески со сценами из жизни Святого Лаврентия в капелле Никколина |
Фрески со сценами из из жизни Святого Лаврентия украшают капеллу Никколина папского дворца в Ватикане. Это ряд фресок, расположенных в нижней части части западной, северной и восточной стен капеллы. Они были написаны Фра Анджелико в 1457-1449 годах по заказу Римского Папы Николая V. Капелла Никколина находится в одной из башен ватиканского дворца (в башне Иннокентия III) на третьем этаже рядом со Станцами и Лоджиями Рафаэля. Она является сейчас частью Ватиканского музея.
Святой Сикст возводит святого Лаврентия в диаконы
1447-49. Фреска. 271 х 197 см. Нижний уровень восточной стены капеллы Никколина, Ватикан
Эта фреска расположена между двумя заглубленными окнами и это сильно влияет на производимый ею эффект. Несмотря на то, что это единственная из фресок без парного объединенного с ней эпизода, она всё же композиционно согласована со сценой верхнего ряда - сценой возведения в диаконы Святого Стефана. Действие обеих сцен происходит в базилике, в обеих сценах епископ держит в руках потир (чашу для вина - крови Христовой) и дискос (блюдо для просфиры - тела Христова), передавая их новому диакону.
В случае данной фрески, однако, неф церкви укорочен и боковые его конструкции с пятью колоннами с каждой стороны сходятся в ясной центральной перспективе, с явной отсылкой к архитектуре ранних классических базилик. Фигуры персонажей не занимают положения в самом центре, единственным элементом, образующим вертикальную линию по центру фрески, является чаша, которую Сикст передаёт Лаврентию.
В Риме центральная перспектива введена впервые как раз Анджелико в этой фреске и во фреске выше со сценой раздачи милостыни Святым Стефаном. В монументальных произведениях он использовал её первый раз, после некоторых экспериментов в работах небольшого формата, таких как Принесение Христа во храм в пределле Кортонского алтаря (1430 год), или Святые Петр и Павел, являющиеся святому Доминику в пределле алтаря Сан Доменико "Коронация Богоматери" (1430-1432).
Вокруг двух центральных фигур полукругом расположены другие - фигуры священников, диаконов, других священнослужителей. Каждый из них индивидуализирован либо богатым одеянием с золотыми деталями отделки, либо драгоценным предметом, который он держит в руках, книгой, или, как святитель позади папы, прозрачной вуалью, выполненной с большим мастерством. С особенной значительностью здесь выполнено изображение папской тиары на голове Сикста II - с жемчугом, эмалью и драгоценными камнями, а также его кресло, украшенное заклепками и гравировкой.
Здесь, как и в других работах Анджелико, важным элементом картины является ясный рассеянный свет.
Интересно, что в этом цикле фресок папа и прелаты облачены в лазоревые одеяния, которые потом использовались редко, а сейчас не используются вовсе.